Общие принципы
Проектирование и монтаж вентиляции проводится с учетом нормативных правил: не менее 20 кубических метров воздухообмена на каждого посетителя и не менее 60 на каждого сотрудника ТЦ. Расчет количества посетителей также проводится по нормативам, в зависимости от торгового направления центра. В целом, на одного посетителя рассчитано от 2,5 до 3,5 квадратных метров площади. Зная площадь торгового центра, будет несложно рассчитать оптимальный воздухообмен с учетом полученных данных.
Немаловажным принципом является принцип разделения – в случае наличия продовольственного и непродовольственного отделов, они должны располагаться отдельно и обеспечиваться отдельными системами вентиляции и кондиционирования. Также требования обусловлены работой холодильного оборудования, которое выделяет много тепла, а значит в этих зонах вентиляция должна быть усиленной. Также важным будет строгое соблюдение требований по температуре и микроклимату, поскольку сотрудники ТЦ находятся в помещении долго и подвергаются риску для здоровья.
Требования к вентиляционным системам торговых центров независимо от площади:
- соответствие нормативным показателям воздухообмена;
- нагрев или охлаждение воздуха до оптимальной температуры;
- фильтрация нагнетаемого воздуха;
- создание комфортного микроклимата во всем помещении или в отдельных зонах;
- минимум шума;
- легкое и понятное управление.
Проектирование и изготовление вентиляции
Проектирование начинается с детального анализа плана здания. Учитываются все зоны, характеристики строительных материалов, перегородок, покрытий и других подобных элементов. Проводится анализ примерной посещаемости, ориентация здания по сторонам света (солнечные стороны и стороны без солнца), а также общие архитектурные особенности. Таким образом еще на этапе первичной подготовки проекта можно будет учесть все важные детали, что позволит минимизировать затраты на создание системы вентиляции и кондиционирования.Далее проводится расчет необходимых параметров микроклимата для каждой из зон будущего торгового центра. На этом этапе определяется производительность и расположение климатического оборудования, а также проектируется система воздуховодов. Внимательный подход к точности расчетов дает возможность создать вентиляцию с максимальной эффективностью и надежностью.
На последнем этапе заказчику предоставляется готовый проект с полным перечнем действий по монтажу. Заказчик может внести в проект свои пожелания, а после согласования исполнитель приступает к непосредственному выполнению работ.
Примерные варианты систем вентиляции и кондиционирования для ТЦ
В качестве примера можно привести довольно распространенную в таких зданиях приточно-вытяжную систему. В качестве основных агрегатов будут выступать вентиляторы крышные, а подобный подход позволяет отбросить необходимость в монтаже сложных и разветвленных воздуховодов. В холодное время года за подогрев воздуха отвечают специальные калориферы, обязательно обеспечивается наличие фильтров. Подобные системы не имеют возможности обеспечить регулировку вентиляции по зонам, поэтому подходят только для однообъемных помещений.Еще одним распространенным вариантом является монтаж центрального кондиционера, который может обеспечить для торгового центра приток как охлажденного, так и нагретого воздуха. Изготовление кондиционеров такого типа производится по индивидуальным заказам, с учетом технических особенностей помещений. В подобную систему включен непосредственно блок охлаждения, вентилятор канальный, модуль подогрева. В качестве дополнительных элементов в такие системы устанавливают фильтры, блоки увлажнения воздуха, а также блоки подавления шумов.
Такой вариант имеет массу преимуществ, например, у работников есть возможность регулировки температуры непосредственно в отдельных зонах ТЦ, а воздуховоды не имеют ограничений по длине. Разумеется, что стандартных решений в этом случае быть не может, поэтому проекты разрабатываются непосредственно под отдельные заказы.